Богиня, которая манит, или Вечный зов на экспериментальной сцене херсонского театрa

28.04.2014

Асагао – Елена Боруцкая

Анна ХОРОШКО, BlackSeaNews.

Херсонский академический музыкально-драматический театр им. Кулиша вновь напоминает о своей жанровой и креативной полифоничности, вслед за мощным, злободневным пророческим сценическим посылом постановки “Свечкина свадьба” по украинскому классику И. Кочерге, выдав “на гора” камерную притчу о вечном зове страстей человеческих и вечном возмездии за эти страсти – спектакль “Идзанами” по пьесе современного драматурга Татьяны Иващенко в постановке режиссера Сергея Павлюка.

Сцена под крышей херсонского театра известна среди театралов, как экспериментальная творческая лаборатория С. Павлюка, результат работы которой может самым непредсказуемым – от абсолютного авангарда и хулиганства до тонкой психологической драмы “по школе”.

В этот раз “синтезировали” современную украинскую драматургию, первые крупные работы молодых артистов труппы Сергея Мевши, Дмитрия Базавлука, Андрея Клочко и Вячеслава Саввина и новое открытие уже опытных актрис театра Елены Боруцкой и Елены Пасько. Синтез вышел довольно неоднозначным – в едином темпо-ритме премьерного показа смешались харизма и робость, опыт и неуверенность, актёрская органика и актёрская гипербола “по неопытности”; мощные всплески школы психологического театра и тягучая абстракция театра символического… Лейтмотивом – излюбленный приём режиссёра – театр теней. Лейтмотивом – вязь из авторских “штучек” – пластических, комических, символических мини-этюдов и проникновенной музыкальной составляющей. Лейтмотивом – мучительный выбор между страстью и совестью, непреодолимым желанием и клятвой верности. Неотъемлемость расплаты при неверном выборе… А мы испокон веков так слабы перед своими страстями, что, увы, выбор обречен быть неверным, если только ты не великий мудрец…

Художник-постановщик Ольга Гоноболина в тесном сгустке Сцены под крышей сумела, не загромоздив пространство, максимально ёмко, выстроить два мира – японский и европейский с песочным бассейном-балансом между ними… В работе художника, впрочем, не обошлось без некой “школьности” и действия на конъюнктурной “интуиции”: Япония – значит журавлик-оригами, маски, аутентичные японские колокольчики, сад камней… Однако. Отдадим должное, что с несколько эклектичным режиссерским наитием в подходах и приёмах это создаёт определённый ансамболь. К некоторому диссонансу которого не цепляемся. Ибо – экспериментальная сцена. Ибо – весьма непростой драматургический материал. Ибо – дебют молодых артистов и сжатые сроки репетиций – 12 суток.

Эрве – Сергей Мевша. Мадлен – Елена Пасько. Клодье – Андрей Клочко.

Идзанами – богиня, которая манит… Трудное, сложное, благочестивое – увы – не столь манко, как сладострастие и попустительство плотскому. Знаем ли мы, что, в каких богов бы мы ни верили, были бы агностиками или атеистами – бескорыстные разбитые сердца тех, кого мы предали во имя своих страстей и вожделений – это то, за что непреложно придётся расплатиться рано или поздно… Создателям спектакля этот “месседж” отправить в зал удалось. А значит – будем благочестивы не “разносить” экспериментальную постановку на кирпичики. А значит – создатели “достучались”. Ales.

Хара Кей – Дмитрий Базавлук.

Кадзумо – Вячеслав Саввин

http://www.blackseanews.net/read/79628