Сожги мусор в себе

“ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ”

Ирина Мелешкина    

Empty trash — это словосочетание хорошо знакомо любому компьютерному пользователю, включая так называемых чайников. Означает оно — очистить корзину, освободить память РС. Именно эта компьютерная команда — empty trash — стала названием нового спектакля известного украинского режиссера Юрия Одинокого, поставленного им по пьесе Татьяны Иващенко на сцене Молодого театра. Только перевод данной фразы еще более радикален: «Сжигаем мусор!» — призывают создатели спектакля.

Помните начало детской сказочки «Путаница» Корнея Чуковского? «Замяукали котята — Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!»

Наивные зверята полагали, что они оригинальны в своих попытках преодолеть рутину повседневного существования… И невдомек им было, что этот способ ухода от реальности давно уже взят на вооружение практикующими психологами всего мира и носит научное название «ролевые игры». По определению, ролевая игра помогает выйти из четких рамок привычного жизненного уклада, дает возможность почувствовать себя другой личностью, избавиться от различных комплексов и фобий, мешающих человеку быть счастливым.

Именно системой ролевых игр пользуется в своей практике мастер-астропсихолог София (Татьяна Стебловская). София переквалифицировалась в психологи из хирургов, поэтому в своей практике она осторожна и деликатна, помня о первейшей врачебной заповеди — не навреди. Но вот ассистентка доктора Росана (Анна Васильева) — психолог-новатор, ее метода отличается радикальностью и экстремизмом. Уверенная, что только сильное потрясение способно излечить пациента, Росана придумывает невероятные, запутанные, малоправдоподобные сценарии и втягивает посетителей клиники в их реализацию. Анна Васильева представляет свою героиню ярко, гротескно, без полутонов, ее экстремальная Росана всегда готова сама поучаствовать в игре наравне с пациентами.

А пациенты в клинике и вправду интересные, доведенные до депрессий и неврозов самыми разными жизненными ситуациями. В процессе лечения они получают имена или прозвища, соответствующие их новой роли. Так, Шефом (Александр Галафутник) становится нерешительный мужчина, чей характер в детстве был сломан властным авторитарным отцом. В реальности — не очень удачливый бизнесмен, заикающийся и робкий, в игре он становится деспотом и самодуром, жестоким хозяином жизни. На глазах зрителей многократно происходит перевоплощение его героя из одной ипостаси в другую, причем рисунок роли в различных состояниях персонажа разительно отличается. Несмотря на проведенную терапию, в финале герой так и не перестал заикаться.

А вот молодой музыкант Элвис (Кирилл Бин), один раз войдя в предлагаемый образ, практически из него и не выходит на протяжении всего спектакля. Вероятно, герою комфортно в новом имидже раскованного, нагловатого и обаятельного повесы, любимца публики и девушек, и вовсе не хочется возвращаться к прежнему прозябанию в безвестности и серости. Возвращаясь к системе координат сказочки «Путаница», Элвис Кирилла Бина — это тот самый воробышек, который «прискакал и коровой замычал». Видимо, понравилось…

У Шефа и Элвиса есть повод для непрерывного выяснения отношений — прелестная девушка Сьюзен, возлюбленная Элвиса и жена Шефа. В клинику Сьюзен (Лилиана Ребрик) попала по причине несчастливой семейной жизни: муж не понимает ее, уделяет мало внимания, не считается с ее желаниями. И она сразу — к психологу! Но в процессе лечения выясняется, что постылый и грубый, но богатый муж устраивает героиню больше, чем рай в шалаше с восторженным, но таким непрактичным Элвисом.

Также курс нетрадиционной терапии в клинике принимает Шериф (Александр Бессмертный) — мужчина средних лет, который не находит гармонии в супружеских отношениях. Он с юных лет привык обожествлять слабый пол, что мешает его отношениям с реальными женщинами. В клинику он приходит, чтобы развить в себе брутальность, убить образ женщины-ангела в своем подсознании. А его жена под кодовым именем Эллен (Людмила Дементьева) преодолевает в клинике свою депрессию, возникшую по причине того, что муж постоянно осыпает супружескую постель лепестками белых роз. Для бедной женщины нежный и ласковый муж страшнее серийного убийцы, она грезит насилием. Эллен придумана роль женщины-вамп, пожирательницы мужчин.
Захватив зрителя образчиком ролевой игры в начале спектакля, первое действие развивается неспешно, знакомя зрителей с героями, с многочисленными вариантами их взаимоотношений. Ролей так много, что поневоле начинаешь задумываться, а есть ли в длинной череде масок подлинные лица?

Просмотрев интродукцию, после антракта зритель незамедлительно погружается в игровую стихию ролевой терапии. Цель доктора Софии — довести пациентов до катарсиса, который станет ключом к полному выздоровлению. Для достижения этой благородной цели хороши все средства — и вот на сцене мелькают отрезанные головы, гремит пальба из пистолетов (неоднократно выдвигается тезис о том, что на самом деле пистолет — это продолжение тела мужчины). Происходит сеанс всеобщего превращения в вампиров и демонов, с тем, чтобы победить и изгнать оных из пациентов. «Люблю, когда мои руки пахнут кровью!»— рычит утонченная Эллен.
Однако тон в ролевых играх задают все же мужчины. Выяснение отношений происходит между Шефом и Элвисом, а Шериф выступает в роли третейского судьи. Любовь к Сьюзен сделала обоих мужчин поэтами, и вот теперь они устраивают настоящий поэтический турнир. Шефа любимая вдохновила на создание продолжительной баллады, а вот Элвис написал одиннадцать стихотворений, одно из которых немедленно продемонстрировал. И прекрасная Сьюзен, ставшая яблоком раздора, забыта, мужчины восхищены талантом друг друга и наперебой признают соперника победителем. Демонстрация мужественности проходит под сопровождение музыкальной темы из старого кинофильма о жизни и деяниях настоящих мужчин «Последний дюйм»: «А Боб Кеннеди пустился в пляс — какое мне дело до всех до вас, а вам до меня?»

Спектакль Юрия Одинокого получился ярким, зрелищным, игровым, и вместе с тем путанным, с нечетким финалом. Ожидаемого катарсиса не вышло и не предвидится. Актеры рассказали историю о том, что «добро всегда побеждает зло, а затем долго пытает его паяльником»,— весело рассказали, на уровне анекдота. И ушли под музыку Энио Морриконе…