Газета “Сегодня” №53 (1697) за 09.03.2004

НУЖНО ЛИ ВСЕ ПРОБОВАТЬ В ЖИЗНИ?

Премьера спектакля “Побег из реальности” в Украинском малом драматическом театре могла бы стать очередной плановой премьерой, если бы не одно приятное обстоятельство: автор пьесы — украинский драматург. А это, согласитесь, явление крайне редкое и необычное. Несмотря на наше сегодняшнее иронически-скептическое отношение к собственным драматургическим кадрам, Татьяна Иващенко шаг за шагом, медленно, но ощутимо заявляет о себе. Ее с полным правом можно назвать стопроцентным драматургом, так как она мыслит диалогами и монологами, в рамках театральных условностей и, кстати, никогда себя не представляла ни в поэзии, ни в прозе. Более десяти пьес написано, семь уже поставлены на различных сценах, среди них “Тот, кто правит ритм”, “Сумей за хвост поймать бесенка”. Самой успешной стала “Таинство бытия” — спектакль-дуэт о взаимоотношениях Ивана Франко и его жены Ольги, выдвинутый в 2000 году в двух номинациях на “Киевскую Пектораль”. Он, как и несколько других, был поставлен в Театре на Подоле, где худрук Виталий Малахов всегда смело предоставляет сцену для экспериментов.

Иващенко особенно интересуют те моменты в жизни героев, когда они переходят своеобразную моральную черту. Так, в свое время в Театре на Подоле был поставлен психологический триллер “Я убил”, а в Украинском малом — “Заказываю любовь” о человеческом одиночестве. Новый спектакль “Побег из реальности” — о молодых людях, попавших в наркотическую зависимость. Идею пьесы подала худрук театра, заслуженная артистка Украины Валентина Кимберская. Татьяна же решила дать проблему в художественной театральной “обертке”. В спектакле на утверждение-девиз, провозглашенный большинством молодых — “все в жизни нужно пробовать и испытывать!” — очень убедительно звучит ответ: “Нет, не все!”.

Сейчас в Театре “Сузір’я” идут репетиции еще одной пьесы Татьяны Иващенко “Мне тесно в имени своем” — об истории любви Сергея Есенина и Айседоры Дункан. Новый театральный проект с автором Иващенко задумывают и в Театре на Подоле. Так что похоже, в современном украинском театре таки есть свои драматурги.

Опубліковано в 2004