В Сумском театре для детей и юношества появился новый спектакль «Тайна бытия» по одноименной пьесе Татьяны Иващенко.
Спектакль получился неординарный, яркий, спорный, очень сильный по эмоциональному воздействию – в общем, событийный. Даже его название, звучащее в оригинале на украинском «Таїна буття» можно трактовать по-разному. Тайна? Или таинство?
Мы, побывав на предпремьерном просмотре, не будем пытаться анализировать постановку с точки зрения каких-то профессиональных достижений – пусть этим займутся театральные критики. Мы поделимся впечатлениями, которые получили как зрители, то есть те, кто воспринимает произведение в его целостном содержании.
Главный герой
Формально речь идёт о жизни Ивана Франко — талантливейшего поэта, писателя, публициста и общественного деятеля, одного из создателей красивого мифа о независимой европейской социалистической Украине – стране всеобщего счастья, основанного на единстве нации, состоящей из свободных людей.
Но ряд биографических неточностей (надо понимать, намеренных) позволяют абстрагироваться от привязки к судьбе конкретной личности и видеть в герое некую метафору — мужчину, жившего на таком энергетическом накале, с такими страстями – причём самого разного толка, что кажется – и эта фраза звучит в спектакле – будто столько всего вообще невозможно уместить в одну судьбу. К слову, в подтверждение сказанному, роль Ивана Франко исполняют два актёра — Вадим Шерстюк и Юрий Сичевский.
Этот приём в данном случае позволяет проявить внутренний диалог постоянно ищущего себя человека, его споры со своим вторым «я», борьбу с ним, победы и поражения.
Иван одновременно живёт как бы три жизни. Он – носитель идеи европейского украинства, причём активный борец за её практическое воплощение, он же – литератор, создавший более пяти тысяч, и он же – безнадёжно запутавшийся в своих чувствах мужчина, судьба которого неразрывно переплелась с судьбами трёх разных женщин. И всё это на фоне вечного безденежья, почти нищеты.
Женщины Ивана
Ольга Хоружинская (актриса Наталья Шульженко) – дворянка, жена поэта, которая родила от него четверых детей, бывшая ему другом и помощником и закончившая жизнь в психиатрической лечебнице.
Ольга Рошкевич (актриса Алевтина Радионова) – добрый (или злой?) ангел поэта, любившая его всю жизнь, остававшаяся ему верной даже будучи формально в браке со священником Владимиром Озаркевичем, с которым она жила как Мария с Иосифом, и завещавшая положить себе в гроб любовные письма Ивана Франко.
И Целина Журовская (также Алевтина Радионова) – гоноровитая полька, почтовая служащая, ставшая навязчивой манией и безумной страстью поэта, не любившая его никогда и сводившая Ивана с ума своей холодностью – не зря же он называл её сфинксом и манипулятором.
Целина — простушка — была недостойна этой страсти и не способна оценить талант и масштаб личности любившего её человека. Но она была наделена некой великой иррациональной силой, против которой оказались бессильными все аргументы мощного интеллекта и таланта Ивана Франко.
Смысл жизни
Все эти персонажи присутствуют на сцене в спектакле, построенном на энергетике, пластике и чувственности.
Их взаимное сценическое существование создаёт хаос, где перемешалось всё – добро и зло, возвышенные жертвенные чувства и земные греховные страсти, игра ума, музыка души, социальное и интимное. Порой создаётся впечатление, что уже хватит – нужна пауза, тихая нота, но таких не было в жизни главного героя спектакля.
И только в конце, из всего этого смешения возникает одна огромная и многоликая жизнь. Финал – близок к катарсическому. Несмотря на то, что спектакль идёт почти два часа без антракта, хочется, чтобы действие не заканчивалось, потому что в конце появляется свет надежды, необъяснимой, никак не вплетающейся в логику развития событий, возникающей вопреки всему и неизвестно откуда.
И тут явственно проступает ещё один мотив, с самого начала звучавший ненавязчивой, негромкой, но всепроникающей линией – тема очищающего страдания, которое есть единственный шанс для человека дойти к Богу и к истинному Свету – в чём и состоит цель земной жизни…
Такой вот неоднозначный, небытовой, возвышенный, философский, требующий опыта серьёзной внутренней работы спектакль поставил в ТЮЗе Сергей Сидоренко.
На наш взгляд, «Тайны бытия» – особое явление в сумской театральной жизни, которое вызовет ещё много споров и дискуссий и будет жить долго, проявляясь новыми смыслами и красками. Как «Quo vadis», пишет медиа портал АТС creativpodiya.com.