Как “заказать любовь” к современной украинской драматургии?
Драматург — профессия супер-штучная, а женщина в драматургии вообще явление уникальное. Во всем мире творчество женщин вызывает интерес и всячески поддерживается. У нас в Украине все намного сложнее. Но от факта, что у молодого драматурга Татьяны Иващенко через несколько дней будет премьера уже пятой пьесы, никуда не уйдешь. Ее “Секс по выходным”(в сценическом воплощении”Заказываю любовь…”) зрителям предложит Украинский Малый драматический театр.
Таня начала писать пьесы-сказки еще в пять лет, так как просто мыслила диалогами. А все началось с того, что студент режиссерского факультета Саша Ивахно, человек очень серьезный и где-то даже грустный, приходя в библиотеку театрального института, где работала Таня, часто жаловался: “Не могу найти хорошую комедию”. Она ему приносила всевозможные пьесы, но все было “не то”. И как-то Таня сказала: “Ну что ж, придется мне написать для вас комедию”. Это прозвучало как шутка, потому что о том, что она пишет, никто кроме нескольких очень близких ее друзей даже не догадывался. Прошло время. И вдруг Ивахно, уже зная об увлечении Тани, пришел и заявил: “Я хочу для Ларисы Трояновской, актрисы Театра на Подоле, поставить веселую пьесу. Вот ты мне ее и напишешь”. — “Но я не пишу комедий”! — сказала Татьяна и… написала “Сумей за хвост поймать бесенка”. И тут возник Виталий Малахов, который в сегодняшнем, таком конъюнктурном и нездорово конкурентном мире поверил в молодых ребят и отдал под их эксперимент свой театр.
Малахов еще раньше собирался поставить пьесу Иващенко “Литургия”, но не сложилось. Вообще, по ее поводу у Тани однозначно пессимистическое мнение: “Эта пьеса никогда не будет поставлена”, так как ее, философски сложную, с негативным главным героем, считает просто мистической. Ее брали в репертуар три московских театра, но со всеми постановщиками что-то происходило странное и нехорошее. То же произошло и в Киеве, когда для дипломного спектакля своего курса ее выбрал известный актер Олег Шаварский. Уже распределили роли, распечатали пьесу, но через неделю руководитель-постановщик надолго попал в больницу.
А самая первая постановка пьесы Татьяны Иващенко “Принц — водитель трамвая” (сценическое название “Тот, кто правит ритм”) была, по существу, первым в Украине опытом театральной антрепризы, которую, к сожалению, здесь никто не поддержал, хотя команда молодых дерзновенных ребят создала яркий
авангардистский спектакль с претензией на экспериментальный театр современной пьесы.
Самым успешным у Иващенко стало “Таинство бытия”, спектакль-дуэт о взаимоотношениях Ивана Франко и его жены Ольги. Появление этой пьесы также не было случайностью. Оказывается, Таня родилась на улице Франко, ее родного дядю звали, как и поэта, Иваном Яковичем, поэтому в период написания пьесы у автора было ощущение полного проникновения в сложный характер этого человека. Спектакль Театра на Подоле заметили и в 2000 году выдвинули на театральную премию “Киевская пектораль” в двух номинациях, а затем с огромным успехом приняли на гастролях во Львове. В театре на Подоле был поставлен и ее психологический триллер “Я убил”. Вроде бы все неплохо, но, с одной стороны, театры “кричат”, что нечего ставить, а с другой, они же молодую драматургию даже не подпускают к сцене. Ведь не зря Таня с грустью признается: “Отношение к современной отечественной драматургии совершенно “непробиваемое”, так как почему-то считается, что свои ничего стоящего написать не могут. Вот если бы работу сначала признали в Москве, или, на худой конец, в Питере, тогда другое дело. Я даже не о себе говорю. У меня есть возможность реализоваться, есть близкие “по крови” люди в театрах. Но есть легкое щемящее чувство, что так и не изжили у нас комплекс неполноценности”. Но, как известно, дорогу осилит идущий!