Журнал «Страстной бульвар, 10»
Выпуск №6-156/2013, Содружество
Адрес журнала :
107031 Москва, Страстной бульвар, 10. Тел.: (495) 650-30-89.
strast10@stdrf.ru
Алла ПОДЛУЖНАЯ
27 октября 1882 года – дата, когда на театральные подмостки вышла выдающаяся украинская актриса,
И именно в этот день восемь лет подряд в Нежине, в окрестностях которого находится село Заньки – родина актрисы, взявшей себе по этому названию сценический псевдоним, в Нежинском украинском драматическом театре им. М. Коцюбинского проходит Междунар
Нежинский Фестиваль им. М. Заньковецкой в 2012 году встречал коллективы из России, Беларуси, Украины и Польши. Хозяева Фестиваля традиционно не берут участия в конкурсной программе, но, как и всегда, к каждому Фестивалю делают свой подарок – очередную премьеру.
Так, первым вокруг оси Любви, а надо сказать, что именно эта тема превалировала в спектаклях фестивальной афиши, где определяющим есть женское актерское творчество, «завихрился» спектакль«Прости меня» Татьяны Иващенко Нежинского театра им. М. Коцюбинского. Сквозное действие этой пьесы современного украинского драматурга, воплощенное режиссером Германом Архиповым, можно определить – как бегство в любовь. От одиночества, от нерастраченных чувств, разочарований – как в омут с головой в неизведанное. Вере (Алла Соколенко), женщине к 50-ти, которая существует в своих выстроенных жизненных параметрах, как кажется случайно, на глаза попадается газета с предложениями интимного характера и отчаявшаяся обычная женщина превращается в охотницу за приключениями, она заказывает себе мужчину для любви. Он появляется, молодой и раскованный Кирилл (Александр Радионов) и даже возникает нечто похожее на любовь. Но все – иллюзия. И парикмахерша Надежда (Людмила Муквич), обслуживающая Веру, оказывается для Кирилла просто наводчицей по разводу богатых и страдающих дамочек.
Режиссер задает эту тему, ставшую привычной в наше время, с помощью сценографии С. Корниенко, в виде шахматной партии. Гипертрофированная шахматная доска посредине сцены – это сценическая площадка, где все происходит. В финале, когда становится ясным кто выиграл и кто проиграл, доска, захлопываясь и «роняя» все со своей поверхности, поднимается вверх – партия окончена. Все сметено с ее полей, все оказалось лишь очередной игрой. Делая молодого проходимца с узнаваемыми ужимками криминального оттенка, так распространенных ныне, Г. Архипов вдруг находит в современной пьесе чеховский мотив и развивая эту тему, даже вводит в ткань спектакля несколько чеховских фраз. Так, далекая от повседневности, доверчивая и счастливая от самообмана Вера становится по мировосприятию похожей на Раневскую из «Вишневого сада», а современный жиголо представляется сегодняшним Лопахиным, своеобразно трансформировавшим светлое чувство любви. Спектакль, поманивший надеждой на счастье, не дает ей права на существование. Как и в великой пьесе, здесь приходится рубить вишневый сад в душе.
Конкурсный спектакль «Афинские вечера» П. Гладилина (режиссер И. Славинский) Киевского Молодого театра тоже пробовал «вязать» кружева любви, здесь – из истории экстравагантной бабушки (Татьяна Стебловская), приехавшей в семью к дочери, которая еще не знает, что ее юная дочь ждет ребенка. Этой сногсшибательной новостью внучка делится только с бабушкой. В тиши и благодати интеллигентного семейства новая родственница устраивает ураган столкновений и недоразумений. Т. Стебловская виртуозно демонстрирует череду психологических преобразований своего образа и перед зрителем возникает – аристократка, раскованная декадентка, бывшая политзаключенная и просто чуткая, романтичная, готовая прийти на помощь, любящая бабушка. Боль от ухода Анны Павловны из жизни скрашивается авторским ходом вселения ее души в родившуюся правнучку. В спектакле много изящной иронии, диалоги полны мудрых и тонких сентенций, главной героине, получившей диплом за «Лучшую роль», удалось создать атмосферу доброты человеческих отношений, веры в то, что все возможно уладить, лишь бы оно строилось на любви.
Диоген искал человека «днем с огнем», а в спектакле Минского областного драмтеатра с фонарями в темноте «Ищут настоящего мужчину» в одноименной комедии Е. Поповой. Здесь любовь откровенная и целомудренная сталкиваются в своем противостоянии. Женщина без комплексов (Елена Рахманггулова), подруга главной героини Поэтессы (Татьяна Карпец) устраивает у нее в квартире кастинг мужчин-претендентов. От калейдоскопа низкопробных шуток и демонстраций создалось впечатление, что режиссер В. Барковский запутался в драматургических любовных линиях. Оттого женщины, стремящиеся найти высокое чувство, получились в спектакле пошлыми и необаятельными персонажами.
Во времена Отечественной
А вот в оперетте «Кошка, превращенная в женщину» Ж.Оффенбаха (режиссер А. Лебедев) Крымского украинского музыкального театра произошло и вообще нечто из ряда вон выходящее. От любви кошка превратилась в женщину. Конечно, интрига в финале разрешится и естественно, во всем «шерше ля фам». Ниннета (А. Радушева) использовала страсть молодого хозяина к пушистой красавице и просто сыграла на его чувствах. А потом уж и постаралась, чтобы у мужчины возникло нормальное чувство любви к женщине, а не к четвероногой подружке.
Николаевский художественный русский драмтеатр в спектакле «Девичник» А. Менчелла (режиссер Н. Кравченко) предложил вариант любви … на кладбище. Сие скорбное место, впрочем, здесь совсем не вызывает печальных мыслей, драматург делает его полигоном для продолжения жизни. Три вдовы ведут свои безответные монологи с ушедшими мужьями, посещая их могилы. Они по-разному относятся к своим потерям. Три героини (Ирина Бенчивенга, Лидия Гашинская, Сталина Лагошняк) создают три различных психологических образа. Одна из них живет прошлым, другая – настоящим, третья – надеждой на будущее. Нет в спектакле убедительного режиссерского решения, указывающего на разность внутреннего состояния героинь. Все у них похоже, прямолинейно, в одной плоскости найденных характеров, не показанных в развитии и всей сложности. Убедительнее других все же сумела провести линию верности памяти мужу Сталина Лагошняк, за что и получила награду «За роль второго плана».
В мюзикле Полтавского украинского музыкально-драматического театра им. Н. Гоголя «Эдит Пиаф» В. Ковтуна, Г. Цибана (режиссер В. Шевченко) вообще дается исчерпывающее определение: «Бог есть любовь». В музыкальном пространстве песен французской легенды, которые с легкими подражанием исполняет Маргарита Томм, «листаются» страницы дневника жизни певицы. Известные факты – слепота в детстве, чудесное исцеление, выступления на французских улицах, рождение и смерть дочери, удача в лице хозяина кабаре «Жернис», триумф таланта и конечно – любовь, вереница мужчин, которые вдохновляли Пиаф. В спектакле все лаконично, в декорации – Эйфелевой башней делается намек на Париж. Фигура Пиаф противопоставлена кордебалету. Это толпа людей-масок, они безлики и одинаковы, но тем ярче на их фоне – звезда Пиаф. Исполнительница роли Эдит Маргарита Томм получила Приз зрительских симпатий.
Еще об одной звезде упоминается в спектакле «Прощай, Марлен, здравствуй!» Д. Минченка (режиссер В. Кочержинский) Кинешемского драмтеатра им. А. Островского. Люди с подобными ошеломляющими судьбами в конце жизни частенько теряют грань между реальностью и вымыслом. В судьбе Марлен Дитрих есть еще и третья иллюзия – кино. Лабиринтами памяти отправляется блуждать Марлен – Кристина Тенякова – мелькающие города, аплодисменты, поклонники, фильмы, песни. Что есть человеческая жизнь, а тем более жизнь звезды? Сегодня ты – идол, а завтра о тебе помнят лишь специалисты… Спектакль состоит из трех блоков – историй о трех больших романах Марлен с Жаном Габеном, Хемингуэем и Ремарком. Лента жизни откручивается назад, как горько, что все прошло, сознание на грани срыва, но только эта память о любви поддерживает угасающие силы. Осколки, фрагменты, обрывки – из них складывается целостность и возникает особенная, с русской интерпретацией, немка Дитрих. Расстояние между образом и актрисой сокращается до сантиметров. Глядя на портреты любимых Марлен, на нее саму, ищешь следы бурных страстей. Но лица спокойны и отрешенны. Что ж, тень на пленке – это все, что остается от актера…
О любви идется и в спектакле «Святая Иоанна скотобоен» Б. Брехта Театра Нового им. К. Деймака из Лодзи (режиссер Я. Тумидайский). Но только о любви к деньгам. Спектакль характерен эстетикой польского театра, с элементами натуралистической сценографии, гипертрофированным исполнением. На сцене – вид скотобойни с фигурой коровы в натуральную величину, пирамидами мясных консервов, скелетом и настоящим унитазом, которым пользуются по назначению. Идет постоянная видеофиксация разделки мяса, внутренностей, мозгов. Предложено максимальное приближение к реальности, задействуется обоняние зрителей, в зале носятся ароматы и запахи.
Брехтовский театр представления в этой переосмысленной антифашистской сатире нарочито усиливается постановщиками для показа противостояния мира денег, бизнеса и мира духовного, высокого. Несогласие систем решается как грандиозный конфликт духовного и низменного. Христос, распятый на кресте, попраный, валяется на земле, современной же иконой становятся деньги. Иоанна (Магда Беганьска)актерски точно соединяет в себе два способа существования – психологический и отстраненный. Образ получился объемный, контрастный, экспрессивный. Спектакль оглушительно зрелищный, бьющий по эмоциям зрителей, нарочито эпатирующий. Высшая точка накала эмоций – реки крови, заливающие все пространство сцены и актеров – разрываются гибкие пластиковые трубки, подобие вен, из которых изливается красная жидкость. Иоанна хотела высшей справедливости, любви, но со своими идеалами только и смогла, что оказаться на разделочном столе скотобойни в лужах крови. Актриса Магда Беганьска получила награду «За убедительность и экспрессивность исполнения роли».
Любовь в изощренной форме предстает в спектакле «Венера в мехах» (режиссер Т. Литвиненко) по роману основоположника мазохизма Л. фон Захер-Мазоха Львовского Национального театра им. М. Заньковецкой. В любовном треугольнике сошлись Ванда (Альбина Сотникова), Северин (Андрей Войтюк) и Леопольд (Андрей Сницарчук). Рассуждения не о любви, а о ее чувственных видах. Роковая женщина Ванда играет в переживания, она иронизирует, мучит и насмехается над мужчинами. Учит их получать наслаждение от страданий. Она словно средневековый тиран вальяжно кутается в меха алого цвета, как будто накидывает на плечи кровавое покрывало. Спектакль построен в виде разыгрываемой иллюстрации к чтению дневника Северина о его терзаниях. Он соглашается быть рабом Ванды. Вместо обручального кольца получает на шею колокольчик для слуги и в таком виде начинает изучать свои ощущения в психологической битве любви и подчинения. А. Сотникова существует в манере жеманного, несколько вычурного и фривольного проживания. Ее Ванда верит в свое всемогущество и с грацией коварной тигрицы лицедействует в декорациях начала века, за тяжелыми портьерами которой, кажется, притаились интриги светских салонов. Театр дал возможность зрителям подсмотреть за героями в замочную скважину спальни. И что же? Можно сделать твердое заключение, любовь – болезнь, требующая лекарств.
А по результатам фестиваля, посвященного женскому искусству, можно утверждать, что все актрисы хотят достичь сценических высот, которые были подвластны Марии Заньковецкой. Они отдают себя сцене, ищут драматургию для наилучшего и наиболее глубокого проявления. И хорошо, что придуман на Украине такой фестиваль, где актрисы все это могут
http://www.nezhin-dram.in.ua/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=4&Itemid=9