Что мешает быть счастливым?

«Ролевые игры»: от иллюзий к реальности по-херсонски

20 мая
НЕТРАДИЦИОННЫЙ СЕАНС ПСИХОАНАЛИЗА (СОФИЯ — КСЕНИЯ САВЕЛЬЕВА И ШЕРИФ — РУСЛАН ВИШНИВЕЦКИЙ) / ФОТО ДЕНИСА МАКСИМОВА

Зрителям премьеры «Ролевые игры» по пьесе Татьяны Иващенко «Сжигаем мусор» Херсонского муздрамтеатра им. М. Кулиша предлагается принять участие в сеансе психологической реабилитации. Увидеть, так сказать, изнутри работу психолога.

Оказываемся в кабинете врачевателя человеческих душ (сценограф и художник по костюмам Ольга Гоноболина), интерьер в стиле хай-тек, впрочем, обязательный диван для расслабления сознания пациентов присутствует. Такой вид пространства сцены — лишь одна из ролей, придуманных режиссером Сергеем Павлюком. Во время поворота сценичного круга по ходу действия возникнут и другие.

К психологу Софии (Ксения Савельева), работающей с помощником Русланом (Валерий Гайфуллин), справляться со своими проблемами придут Шеф (Антон Лысенко), Элвис (Сергей Михайловский), Шериф (Руслан Вишнивецкий), Сьюзен (Татьяна Проворова), Элен (Ружена Рублева). Они решили победить свои фобии, сжечь внутренний мусор, мешающий им жить счастливо и гармонично. София-Савельева бесстрастно и уверенно берется ломать стереотипы человеческого поведения и предлагает своим пациентам роли, совсем несвойственные им, и игра начинается…

Пьеса «Сжигаем мусор», жанр которой Т. Иващенко обозначила как «сумасшедшая комедия», таит в себе несколько драматургических пластов, исследующих человеческую природу. Даже если считывать первый поверхностный слой, в театре получится веселая забава для зрителей. Если же режиссер привык работать творчески серьезно, фантазийно-образно, он попытается проникнуть в драматургию глубже. С. Павлюк, для которого характерен именно такой творческий подход, в своем сочинении спектакля «Ролевые игры» сумел найти ключ к «шкатулке» пьесы, имеющей не одно дно. Поэтому и получилась некая многоярусная конструкция восприятия сюжета.

Сцены общения психолога и пациентов, с показом их безумного желания отдать себя и личные проблемы в чужие руки, решены иронично, в пародийном ключе. Актеры предстают мастерами импровизации, талантливыми интерпретаторами жанра пародии.

Свою театральную игру С. Павлюк представляет в виде постановки некоего спектакля, где психолог — режиссер, а пациенты — актеры. Выразительным маяком-знаком игры служит известный портрет театрального Гуру — Станиславского, висящий в центре. Подтекстом пародии на изображаемый плохой театр звучит его знаменитое «Не верю!»,  и умный зритель поймет, что в «Ролевых играх» режиссер во главу угла ставит идею ответственности. В идеале — глобальную. Для него как профессионала эта ответственность начинается с честности режиссера перед актерами, с ответственности художника за свое произведение. Далее: мысль об ответственности врача перед пациентом, педагога перед учеником, родителя перед ребенком, человека перед человеком, власти перед своими гражданами, страны перед страной-соседом. Театр масштабно предстает моделью мира, а сеансы психологического насилия — метафорой картины нашего времени.

Музыкальная (хормейстер Ружена Рублева, музыкальное оформление Олег Коструб) и пластическая (балетмейстер Юрий Бусс) составляющие спектакля становятся его основой. Демонстрируя совершенное владение вокалом и движением, актеры шутят в переделанных текстах мировых шлягеров. Под выкрики «Шоу продолжается!» представляются пародии на многочисленные конкурсы по поискам талантов…

Спектакль «Ролевые игры» в его яркой музыкальной стихии, давшей возможность повеселиться зрителям, раскрепоститься и похулиганить актерам, получился изящной, красноречивой театральной шуткой.

В наше непростое время людям свойственна растерянность, неуверенность, страх перед завтрашним днем. Многие  привыкли быть ведомыми, государством, партией, лидерами, соглашаемся жить по сценариям, выдуманным кем-то, не хотим видеть явного глобального шарлатанства власти, поддаемся вопиющим информационно-пропагандистским манипуляциям сознанием и терпим, что с нами обращаются как с пешками, совершенно не сожалея о наших проигрышах.

Поэтому увидев переосмысленную театром картину действительности в «Ролевых играх», зритель задумается над собственной ролью и, смеясь, будет готов расставаться с собственными недостатками. А создатели спектакля ясно высказались — сжигайте ненужный внутренний мусор, берите свою судьбу в свои руки, живите собственным умом, слушайте свое сердце и не поддавайтесь манипуляциям. Ни в чем и ничьим!

P.S. Спектакль «Ролевые игры» — участник престижного Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии», который начнет свою работу 23 мая в Херсоне в Театре им. М. Кулиша. В этом году форум пройдет в семнадцатый раз и соберет своих многочисленных украинских и зарубежных друзей, чтобы показать 25 спектаклей, провести мастер-классы для режиссеров и директоров театров, читки пьес современных украинских драматургов, творческие встречи, выставки и карнавальное шествие театров-участников.

http://www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/chto-meshaet-byt-schastlivym

Оригінал статті:

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОВОКАЦИЯ

Алла Подлужная

В Херсоне предложили поиграть в «Ролевые игры».

 

Зрителям премьеры «Ролевые игры» по пьесе Татьяны Иващенко «Сжигаем мусор» Херсонского муздрамтеатра им. М.Кулиша предлагается принять участие в сеансе психологической реабилитации. Увидеть, так сказать, изнутри работу психолога.

Оказываемся  в кабинете врачевателя человеческих душ, каким его увидела сценограф и художник по костюмам Ольга Гоноболина. Современный интерьер, в стиле хай-тек, впрочем, обязательный диван для расслабления сознания пациентов присутствует. Такой вид пространства сцены – лишь одна из ролей, придуманных для него режиссером-постановщиком Сергеем Павлюком. Поворотом сценичного круга по ходу действия возникнут и другие.

Сюда, к психологу Софии (Ксения Савельева), работающей с помощником Русланом (Валерий Гайфуллин) справляться со своими внутренними проблемами придут Шеф (Антон Лысенко), Элвис (Сергей Михайловский), Шериф (Руслан Вишнивецкий), Сьюзен (Татьяна Проворова), Элен (Ружена Рублева). Они добровольно решили победить свои фобии, «сжечь» внутренний мусор, мешающий им жить счастливо и гармонично. София-Савельева бесстрастно и уверенно берется ломать стереотипы человеческого поведения и предлагает своим пациентам роли, совсем несвойственные им, обозначенные, впрочем, их именами. И вот все жизнеутверждающе поют: «Мы – своего счастья короли!» Игра начинается…

Пьеса «Сжигаем мусор», жанр которой Т.Иващенко обозначила как сумасшедшая комедия, таит в себе несколько драматургических пластов, исследующих человеческую природу. Даже если считывать первый поверхностный слой, в театре получится веселая забава для зрителей. Если же режиссер привык работать творчески серьезно, фантазийно-образно, он попытается проникнуть в драматургию глубже. С.Павлюк, для которого характерен именно такой творческий подход, в своем сочинении спектакля «Ролевые игры» сумел найти ключ к шкатулке пьесы, имеющей не одно дно. Поэтому и получилась некая многоярусная конструкция восприятия сюжета. Но обо всех подтекстах увиденного зритель задумается после, а на самом спектакле повеселится от души.

Пародия – это всегда смешно, тем более, если она делается остроумно, со вкусом, чувством меры и внятными ассоциациями. Сцены общения психолога и пациентов с показом их безумного желания отдать себя и личные проблемы в чужие руки, слепой верой, констатацией невозможности принятия ими самостоятельных решений, легкостью подчинения информационному влиянию, разрешением манипулировать своим сознанием решены в высшей степени иронично, в пародийном ключе. Актеры предстают мастерами виртуозной комедийной импровизации, талантливыми интерпретаторами жанра пародии. Фейерверк веселых гегов, откровенный словесный и визуальный стеб над ситуацией вызывает непрекращающийся смех зрительного зала.

Свою театральную игру С.Павлюк представляет в виде постановки некоего спектакля, где психолог – режиссер, а пациенты – актеры. Выразительным маяком-знаком игры служит известный портрет театрального Гуру – Станиславского, висящий в центре. Подтекстом пародии на изображаемый плохой театр звучит его знаменитое «Не верю!»  и умный зритель поймет, что в «Ролевых играх» режиссер во главу угла ставит идею ответственности. В идеале – глобальную. Для него, как для профессионала, эта ответственность начинается с честности режиссера перед актерами, с ответственности художника за свое произведение. Далее, мысль об ответственности врача перед пациентом, педагога перед учеником, родителя перед ребенком, человека перед человеком, власти перед своими гражданами, страны перед страной-соседом. Театр масштабно предстает моделью мира, а сеансы психологического насилия – метафорой картины нашего времени.

Музыкальная (хормейстер Ружена Рублева, музыкальное оформление Олег Коструб) и пластическая (балетмейстер Юрий Бусс) составляющие спектакля становятся его основой. Демонстрируя совершенное владение вокалом и движением, в переделанных текстах мировых шлягеров актеры вовсю шутят и балагурят. Под ликующие выкрики «Шоу продолжается» представляются пародии на многочисленные современные конкурсы по поискам талантов. Меткая проекция на удручающее засилье непрофессионализма, когда на телеэкранах поют и танцуют все, кому не лень. Примеры непрофессионализма в своем деле, демонстрирующиеся в области искусства, самые безобидные, хотя они определенным образом и формируют уровень культуры нации, а что уж говорить о непрофессионализме в других важных общественных сферах…

Спектакль «Ролевые игры» в его яркой музыкальной стихии, давшей возможность повеселиться зрителям, раскрепоститься и похулиганить актерам, получился изящной, красноречивой театральной шуткой. Но, как известно, в любой шутке – лишь доля шутки, все остальное – правда! И смех в очередной раз доказывает свою мощную силу.

В наше непростое время людям свойственна растерянность, неуверенность, страх перед завтрашним днем. Мы издавна привыкли быть ведомыми, государством, партией, лидерами, соглашаемся жить по сценариям, выдуманным кем-то, не хотим видеть явного глобального шарлатанства власти, поддаемся вопиющим информационно-пропагандистским манипуляциям сознанием и терпим, что с нами обращаются как с пешками, совершенно не сожалея о наших проигрышах.

Конечно, кардинальные сдвиги в сознании людей уже начали происходить. Поэтому увидя, переосмысленную театром, картину действительности в спектакле «Ролевые игры», зритель, без сомнения, задумается над собственной ролью и, смеясь, будет готов расставаться со своими недостатками. Шоу жизни, несомненно, не прервется, но создатели спектакля ясно высказались – сжигайте ненужный внутренний мусор, берите свою судьбу в свои руки, живите собственным умом, слушайте свое сердце и не поддавайтесь манипуляциям. Ни в чем, и ничьим.

P.S.

Спектакль «Ролевые игры»  – участник престижнейшего в Украине Международного театрального фестиваля «Мельпомена Таврии», который начнет свою работу 23 мая в Херсоне, в Театре им. М.Кулиша. В этом году «Мельпомена Таврии» пройдет в семнадцатый раз и соберет своих многочисленных украинских и зарубежных друзей, чтобы показать 25 спектаклей, провести мастер-классы для режиссеров и директоров театров, читки пьес современных украинских драматургов, творческие встречи, выставки и карнавальное шествие театров-участников. За эти годы Фестиваль стал важным культурным событием театральной Украины и настоящим праздником искусства для  херсонских зрителей.